19. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ КУ
Я не врач и не нарколог. У меня нет медицинского образования. Я также не занимаюсь профессионально изучением нейрофизиологии человека. Однако, когда я столкнулся с собственными проблемами, возникающими в связи с употреблением алкоголя и начал изучать различные исследования, у меня сложился собственный взгляд на применение этих научных знаний в теме контролируемого употребления. Я не претендую на профессиональное знание предмета, я просто делюсь своими мыслями и опытом.
На мой взгляд одним из наиболее полезных трудов, которые можно использовать в теме КУ, относится работа канадского клинического психолога, нейробиолога и академика Марка Льюиса, цитаты из книги которого «Биология желания» я и буду в основном комментировать в этой главе. Ну, поехали.
«Причина, по которой млекопитающие обладают такой сообразительностью и адаптивностью, заключается в том, что их мозг предназначен для обучения — он рассчитан на то, что будет меняться вместе с окружающей средой. Ящерицы не способны научиться многому. Они обладают врожденным репертуаром умений. А люди изучают практически все, с чем сталкиваются или что делают. Вот почему новорожденные совершенно беспомощны. Они ничего не могут сделать, потому что еще ничему не научились».
Отлично. Наш мозг обладает способностью учится практически чему угодно и мозг алкоголика тоже. Значит, не исключено, что мозг алкоголика в том числе может научится контролируемому употреблению. Если, конечно, алкоголь не производит необратимых изменений в мозгу. Об этом мы узнаем дальше.
«Хотя исходно нейроны в мозге у всех людей расположены одинаково, связи между ними — синапсы, исчисляемые триллионами, — сконструированы так, что могут меняться радикальным образом. Эти изменения идут всю жизнь, являясь реакцией на наш опыт».
Ага, то есть если получить новый опыт малодозного употребления, то вероятно наш мозг изменится в соответствии с ним. Запомним это.
«И каждая волна синаптических изменений влияет на то, как мы воспринимаем окружающий мир.Это такой ловкий маленький трюк: то, как мы воспринимаем мир, формирует нашу биологию, а эти изменения биологии влияют в свою очередь на то, как мы воспринимаем мир. Так мозг и разум формируют друг друга».
Используя это в приложении к КУ можно заключить, что контролируемое употребление изменяет наш мозг, а наш мозг может влиять на контроль употребления. Прекрасно! То есть, это не игра в одни ворота, как утверждает традиционная наркология: зависимость управляет поведением пациента. Оказывается, сам пациент может влиять на свой мозг, изменяя его. И это на уровне нейронов и синапсов в мозгу.
«Новые нейронные пути и соответствующие им паттерны мышления и поведения в начале своего формирования неустойчивы и изменчивы. Но когда эти паттерны поведения многократно активируются, формирующиеся нейронные пути начинают укрепляться, их детали прорабатываются и стабилизируются и, наконец, высекаются из камня (или хотя бы из плоти)».
Это значит, что если ты заставляешь себя раз за разом пить не до посинения, а тормозишь на определенной дозе, то твой мозг научается останавливаться. Прекрасная новость! Я это ощутил на себе. Чрезвычайно трудно первые разы держать дозу. Просто скрежещешь зубами от желания добавить. Но с каждым разом это делать все проще и легче.
«Таким образом, изменения мозга имеют естественную тенденцию к стабилизации и фиксации. А если происходят новые изменения, они стабилизируются. Мы не смогли бы жить с мозгом, который непредсказуемо изменяется в ответ на каждое событие. Так что изменения и стабилизация идут рука об руку. Короче говоря, это научение. И это второй критически важный момент для понимания природы зависимости».
То есть, свой мозг можно научить контролировать употребление и этот новый опыт стабилизируется. Тебе не нужно каждый раз проходить муки создания контроля. Контроль уже поселяется в твоем мозгу и тебе лишь надо при очередном акте его активировать воспоминанием о прошлом успешном опыте.
«Уильям Джеймс, один из первых и самых блестящих современных психологов, так написал о «цикле привычки» более века назад: «Что очевидно справедливо в отношении нервного аппарата животных — это автоматическая активность ума. Любая последовательность умственного действия, которая часто повторяется, начинает поддерживать сама себя; так что мы ловим себя на том, что автоматически думаем, чувствуем или делаем то, что мы раньше привыкли думать, чувствовать или делать в сходных обстоятельствах, без сознательно сформулированной цели или учета результатов. Внимание: может вызывать привыкание».
Следовательно, если повторять опыт с контролем дозы, то возникает новая привычка и она начинает поддерживать сама себя. Это означает, что с повторением опыта требуется все меньше усилий для контроля и соблюдения дозы. После 10-15 раз это начинает происходить само собой с минимальными усилиями.
«Вероятность изменения мозга увеличивается, когда на него воздействует что-то более новое, привлекательное и занимательное, и тем с большей вероятностью это изменение превратится в привычку в результате более частых повторений».
Здесь мы сталкиваемся с проблемой недогона, снижения кайфа из-за необходимости контроля и невозможности пить всласть. Однако, это все компоненты старой привычки бесконтрольного употребления. С укоренением новой привычки легкое опьянение начинает приносить свой кайф. Да, он отличен от кайфа среднего и тяжёлого опьянения, но по-своему привлекателен и с течением времени привлекателен все больше. Его активизации помогает осознание, что если употреблять прошлую дозу, то грядет тяжелое похмелье, выброшенный следующий день, а в тяжелых случаях и запой.
«Итак: как и когда происходит научение? Для научения обычно нужны как минимум умеренные эмоции и многократное повторение (или одно-два повторения; которые произведут очень сильное впечатление). Повторения (опыт) образуют первый слой нового синаптического паттерна; новой сети синаптических связей. Новые паттерны связей между нейронами появляются так же, как коммуникации, которые сначала представляют собой сотни грунтовых дорог или даже тропинок, соединяющих деревни или города. Однако с увеличением числа повторений синаптические сети становятся более устойчивыми и эффективными, и научение углубляется. По аналогии можно представить, как сотни грунтовых дорог заменяются десятками асфальтовых, а потом всего несколькими скоростными автомагистралями. Эта формула научения типична для зависимости».
Повторение - мать учения. Повторения пития по норме - залог успешного КУ. Новые дофаминовые дороги становятся все более используемыми и обустроенными, КУ все крепче и легче.
«Когда образуются новые паттерны синаптических связей, старые паттерны не исчезают просто так. Они меняются. Они могут ослабевать от неупотребления. Они также могут стать компонентами нового паттерна или функционировать в качестве проводников к новому паттерну, напоминая дорожные знаки, указывающие на недавно построенный путепровод».
Уходят в прошлое старые привычки пить до синих соплей, не отказываться до последней рюмки и нажираться в веселой компании. Новые проложенные дороги ведут к контролируемому употреблению и мозг начинает получать удовольствие не от немедленного принятия большой дозы, а от легкого кайфа с осознанием отсутствия проблем и хорошего самочувствия наутро. Кроме того, ты начинаешь получать удовольствие от сознания своей власти над зависимостью, а это по системе обратной связи еще больше укрепляет новый паттерн умеренного употребления алкоголя.
Желающим более подробно ознакомиться с нейрофизиологическими процессами в мозгу, касающимися зависимости, рекомендую почитать полный текст книги
Марка Льюиса «Биология желания».
Содержание